Всеукраїнська громадська організація

ФЕДЕРАЦІЯ ГОЛУБИНОГО СПОРТУ УКРАЇНИ

La Fédération colombophile de l' Ukraine

Каталог статей
Меню сайту


Форма входа

Категорії розділу
Статті Крицького В.В. [16]
Інші [28]
Статті різних авторів


Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


счетчик посещений
Матеріали сайту передруковувати тільки з дозволу адміністрації сайту
Вітаю Вас, Гость · RSS 04.07.2020, 19:54:29
Головна » Статті » Статті Крицького В.В.

Некоторые аспекты «хоминга» спортивных голубей.(часть 1)
Некоторые аспекты «хоминга» спортивных голубей.
          Данная статья была написана мной в конце 80-х годов прошлого столетия и отослана для публикации в популярный тогда журнал «Птицеводство», однако не была опубликована из-за её тенденциозности, так мне сообщили в письме. Попытки опубликовать в других изданиях тоже не дали результата. Перебирая личные архивы, я наткнулся на данную статью и решил попытаться опубликовать её снова.

автор: Крицкий Владимир Владимирович
(часть 1)
   Наблюдая поведение спортивных голубей (Columbia Liva) в течение двух десятков лет (а теперь уже более трех десятков лет), осуществив за этот период лично более двух сотен выпусков спортивных голубей на дистанциях, меня постоянно интересовал вопрос: «Почему эти птицы способны довольно хорошо находить путь к своему дому, при искусственном удалении их от дома?» Позже я узнал, что это явление у птиц и у других животных называется «homing» от английского «home» - дом или по-другому инстинкт дома.
  Понятие «дом» можно рассматривать в разных вариантах, т.е. это местность или регион, куда возвращаются птицы, или это гнездо, где происходит самое важное в жизни любого живого существа - выведение потомства. В первом случае - это миграция, т.е. перелеты птиц на большие расстояния, связанные с циклической сменой времен года. В другом случае - это поиск зафиксированного на какой-то период, а порой на всю жизнь, того маленького пространства, где происходит выведении потомства. На мой взгляд, миграционные процессы и «хоминг» очень связаны и в случае со спортивными голубями «хоминг» есть частный случай миграции.
   По наблюдениям ученых среди одной и той же популяции птиц могут быть мигрирующие группы, кочующие и оседлые группы птиц, однако «хомингом» обладают все особи популяции. Другими словами, если во время гнездования птицу отвезти от гнезда на значительное расстояние (до нескольких сотен километров) в любом направлении и выпустить, то она с большой вероятностью найдет своё гнездо. Можно сказать и следующее, при миграциях и при хоминге птицы пользуются одними и теми же механизмами ориентации. Это явление у спортивных голубей заслуживает особого внимания, т.к. этот феномен - спортивный голубь - создан человеком, а не природой. Не все любители, занимающиеся голубиным спортом, наверное, вполне четко представляют себе, что такое «хоминг», поэтому и работают со своими питомцами не совсем верно. Когда я заинтересовался этим явлением, и мне захотелось узнать больше, то пришлось переворошить много специальной литературы, которая порой не каждому доступна, поэтому хочу поделиться с любителями голубиного спорта своими познаниями в этой области и высказать ряд предположений. Ученых всего мира давно волнуют вопросы, связанные со способность птиц находить дорогу в родные края и к своему гнезду.  Наука упорно ищет ответы, но …
    В 1949 году, в опытах со скворцами в круглых клетках, Густав Крамер и его ученик Клаус Хофман из Института биологии моря им. М.Планна в Вильгельмсхафсне (ФРГ) показали, что птицы способны вносить поправки на время, при использовании Солнца в качестве компаса. Г. Мэтьюз (Кембриджский университет) в 1953 году предложил гипотезу «солнечной дуги». Суть гипотезы в том, что голуби определяют направление полета к дому: по высоте солнца над горизонтом на север или на юг, по разности времени реального по солнцу и внутреннего (того, что на месте питомника) - на запад или восток. Данные опытов противоречивы и однозначно не подтверждают это. Далее в 1958 году Г. Крамер предлагает гипотезу «карты и компаса». Компасом является Солнце и что-то картой. Эта гипотеза частично подтверждается опытами, однако, при отсутствии солнца, голуби использовали какой-то другой компас. Что же является компасом? На этот вопрос ученые не могут ответить однозначно и сейчас. У. Китон, проверяя гипотезу Г. Крамера в Корнельском университете, пришел к следующим выводам: - голуби, привыкшие летать в плохую погоду, способны находить направление к дому, при сплошной облачности; - навигационная система голубей должна характеризоваться некоторой избыточностью. Голуби используют солнечный компас, при видимом солнце, но при его отсутствии могут полагаться на другие источники информации; - информация, используемая вместо солнечного компаса, не требует учета времени; - дополнительными ориентирами не могут быть знакомые элементы ландшафта. Последний вывод У. Китона успешно подтвердили опыты Клауса Шмидт-Кёнинга и Х. Шлихте с голубями, глаза которых закрывались матовыми контактными линзами из желатина. Голуби успешно возвращались в район питомника, но попасть в питомник не могли из-за отсутствия ясной визуальной картины.
  Мои личные наблюдения показывают, что при старте спортивных голубей в туман или густую дымку, а так же, если по пути возвращения домой, голуби попадают в туман или густую дымку, то количество потерь голубей резко возрастает, эффективность возврата и попадания домой вообще очень низкая.     
  Существует ещё ряд гипотез ориентации, одна из них - это ориентация по магнитному полю Земли. Опыты У. Китона, по определению чувствительности голубей к магнитным полям, показали, что голуби чувствительны к изменению магнитного поля от нормы (магнитное поле Земли около 0,5*10ˉ ³ Гс, а возможно и меньше 0,4*10ˉ ³ Гс). Такое отклонение вызывается солнечными вспышками и пятнами. Это оказывает незначительное, но достоверное влияние на выбор голубями начального направления в месте старта. Доказано уже о влиянии геомагнитного поля Земли на живые организмы. На ориентацию голубей солнечная активность, возможно, оказывает как прямое влияние, так и косвенное - через изменение климатических условий.
    Чарльз Уолкотт и его ученик Роберт Грин из Университета штата Нью-Йорк в Стоун-Брук показали, что голуби, с укрепленными на голове и шее спиралями Гемгольца, подключенными к батарейке, в солнечную погоду хорошо выбирают направление к дому с любым направлением магнитного поля в спиралях. В сплошную же облачность, когда южный полюс компаса, помещенного в поле спиралей, был направлен вверх, голуби летели почти прямо от дома. Опыты с искусственными магнитами, прикрепляемыми на крыльях голубей, показали, что в солнечную погоду эти голуби не испытывали затруднений, а в сплошную облачность не находили правильного направления к дому только в начале полета, а затем успешно возвращались домой. Вышесказанное говорит о том, что магнетизм может служить вторым компасом, но не обеспечивает картой.         
   Гипотеза запоминания голубями всех угловых ускорений и замедлений, при доставке их к старту, с последующим двойным интегрированием, не подтверждается.
  Интересны опыты с голубями итальянского орнитолога Флориано Паппи из Пизанского университета, который отстаивает гипотезу обонятельной информации или так называемую гипотезу ольфакторной ориентации. Голуби с подрезанным обонятельным нервом или закрытыми ноздрями хуже ориентируются, чем контрольные голуби. Однако аналогичные опыты других авторов не подтверждают этого.
   Гипотеза, которая заслуживает определенного внимания, это ориентация по динамическим структурам атмосферы. Опыт Валлраффа с молодыми спортивными голубями, которые содержались в вольерах различных по виду изоляции от внешней среды, а затем выпускались на дистанции 150 км. Голуби из открытых вольер ориентировались лучше, чем голуби, содержавшиеся в частично закрытых или полностью закрытых от воздушных потоков вольерах. По мнению этого ученого эти результаты позволяют предположить, что в ориентационной системе голубей решающую роль играют направленные динамические процессы в атмосфере (ветер, инфразвук и т.п.). Опыты Мелвина Л. Крейтена показали, что голуби чрезвычайно чувствительны к любым изменениям атмосферного давления и способны воспринимать изменения плоскости поляризации света, что возможно позволяет им точно определить положение Солнца, при сплошной густой облачности.
   Американские орнитологи провели ряд экспериментов, показывающих, что место старта влияет на направление полета голубей (исключив влияние аэродинамических процессов в атмосфере, т.е. направление и силу ветра). Так радиослежение за голубями в радиусе 15 км показало, что голуби не летят по прямой от места старта к дому, а часто изменяют направление полета, продвигаясь по направлению к дому. Влияние «места старта» на начальный полет голубей к дому характерно для каждой местности по-своему. Избираемое направление голубями, при возвращении домой, приблизительно соответствует, но никогда точно не совпадает с прямым направлением к дому. «Отклонение начального азимута направления полета птиц обусловлено какой-то особенностью не самих птиц, а местности», - указывают авторы.
    Ответ на данный вопрос пытались дать киевские ученые. Опыты, проведенные под руководством члена-кореспондента АН УССР Ю.Р. Шеляг-Сосенко, в которых спортивных голубей пытались использовать для получения геофизической информации, указывают, что голуби чувствительны к действию гравитационных аномалий, находящихся под землей и на её поверхности, как дополнение к другим методам. Другими словами были сделаны попытки использовать спортивных голубей в целях гравиметрической разведки, одного из методов разведочной геофизики. В результате проведения данного вида гравиметрической съемки по качественным оценкам гравитационного поля можно определять геологические структуры, скрытые под осадочными породами. При детальной гравиметрической разведке, возможно тщательное изучение локальных аномалий силы тяжести с тем, чтобы определить условия и элементы залегания нефтяных, газовых и различные рудные месторождения. Ученые определили, что голуби, находясь в воздухе над скрытыми геологическими аномалиями, реагировали на них учащённым сердцебиением и попытками облететь их. Особенно хаотично реагировали молодые птицы, вплоть до резкого изменения направления полета. Информация об организме птицы передавалась с помощью микропередатчиков, связанных с датчиками, находящимися на теле птицы, и велось визуальное наблюдение за голубями с вертолёта.
   Упрощенное объяснение того, что происходит с голубями, находящимися над геологической аномалией, следующее: на любую материальную точку, находящуюся над поверхностью земли воздействует сила тяжести (вес точки) Р, которая определяется, как произведение массы данной материальной точки m на ускорение силы тяжести g ( P=m*g). Абсолютная величина ускорение силы тяжести определена как 9,81274 м/сек² в опорном гравиметрическом пункте в Потсдаме (Германия). Эта величина изменяется в зависимости от широты, на которой находится материальная точка. На экваторе g на 0,5% меньше, чем на полюсах Земли, следствие сплюснутости Земли на полюсах, следовательно, точка на экваторе будет легче, чем на полюсе. Кроме того, g увеличивается, если материальная точка находится над более плотными породами или геологическими уплотнениями (складки, разломы и пр.) и уменьшается, если точка находится над менее плотными геологическими объектами (водяные линзы, газ, нефть, карстовые пустоты и пр.). Поэтому ученые и зафиксировали реакцию вестибулярного аппарата голубей на изменение ускорения силы тяжести.
Категорія: Статті Крицького В.В. | Додав: vladimir (18.12.2010) | Автор: Крицький Володимир Володимирович E
Переглядів: 986 | Рейтинг: 2.0/7
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]