ЭНЕРГЕТИКА ПОЛЁТА СПОРТИВНОГО ГОЛУБЯ
«Летите, голуби, летите …»
Предлагаемая вашему вниманию тема актуальна в этом сезоне 2009 года, поскольку в результате глобального потепления и изменения климата складывались неблагоприятные метеоусловия для проведения соревнований спортивных голубей, как на территории Украины, так и в ряде других стран. Голубеводы-спортсмены имеют ряд катастрофических соревнований спортивных голубей, когда потери голубей на дистанции составляли 50% и более, причём голуби не просто сильно опаздывали, а терялись навсегда.
Тот, кто знаком с авиацией, то знает, что для качественного полёта самолёта важны три основных параметра полёта:
- направление полёта, по кратчайшему пути к цели;
- направление и сила ветра;
- температура окружающего воздуха.
Эти три параметра определяют следующее: на сколько полёт будет экономичен по топливу и по своевременности достижения места назначения.
Полёт спортивного голубя определяется практически теми же параметрами, а именно:
- Направление полёта голубь определяет с помощью собственной биологической навигационной системы, от которой зависит, насколько точен будет полёт. Поскольку биологическая навигационная система голубя имеет целый ряд параметров (известных и неизвестных), по которым она настраивается на направление полёта голубя, то от того, как точно эта система сработает, зависит длина пути и время на его преодоление.
Если наблюдать полёт спортивных голубей в естественных условиях, когда птицы летают самостоятельно в поля для поиска корма, или летают на водопой, или ищут необходимые минеральные вещества и т.д., то можно увидеть, что их биологическая навигационная система срабатывает точно и чётко. На это указывает и их стремительный полет в нужном направлении, и точность определения кратчайшего пути от дома в поле и обратно в любую погоду (ветер, туман, дождь, снег и т.д.). Естественный «хоминг» (возврат к дому) происходит практически без потерь. Другое дело вынужденный «хоминг», когда птицам приходится лететь из неизвестного для них направления, куда отвёз их человек. В случае естественного «хоминга» вероятно срабатывают безусловные рефлексы и врождённые способности, которые передаются птицам по наследству от родителей на генном уровне из поколения в поколение. В случае вынужденного «хоминга» вероятно должны срабатывать как безусловные рефлексы, так и условные рефлексы, которые птица приобретает в результате опыта, получаемого от тренировок её голубеводом. От того, насколько качественно голубевод смог выработать у птиц условные рефлексы, вероятно и зависит успешность выбора направления и оптимальной трассы возврата спортивного голубя в родное гнездо.
Из личных наблюдений и из наблюдений бельгийских, французских, немецких и американских голубеводов и учёных известно, что, возвращаясь, домой, спортивный голубь чаще проделывает путь далеко не по идеальной прямой от точки старта до точки финиша. Он может пролететь расстояние в два-три раза большее, чем расстояние, отмерянное GPS-навигатором по прямой линии с учётом радиуса Земли. А поскольку ресурс энергетических запасов организма птицы ограничен, то успех возврата зависит от того, насколько хватит этого запаса. Пополнение энергетических запасов во время «хоминга» - это отдельная тема.
- Направление и сила ветра – это фактор, преодоление воздействия которого уже не зависит от способностей собственно голубя и от его рефлексов. Этот фактор оказывает чисто физическое воздействие на спортивных голубей в полёте. Попутный ветер, как правило, ускоряет возврат голубей, если голуби правильно и точно выбрали направление полёта. В случае, когда голуби выбирают правильное направление, но неточное - они могут пролететь в потоке ветра мимо дома и оказаться за сотни километров от дома и сил на возврат к дому уже может не оказаться. Встречный ветер резко снижает скорость возврата спортивных голубей и ведёт к дополнительным затратам внутренней энергии голубей. При сильном встречном ветре и значительном расстоянии, ресурса организма голубя может не хватить и голубь теряется. Боковой ветер тоже способствует дополнительным затратам энергии, т.к. сносит голубя из выбранного им пути. Из наблюдений видно, что, как правило, голуби не корректируют полёт на снос их ветром, а описывают дугу вместо полёта по направлению и зачастую возвращаются домой с противоположного от старта направления. Замечено, что при скоростях встречного и бокового ветра более 8-10 м/с, возврат голубей очень затруднён и ведёт к значительным потерям.
- От температуры окружающего воздуха зависит состояние самого воздуха. При повышении температуры, плотность воздуха понижается, более прохладный воздух - плотнее, т.е. удельный вес его выше. Поскольку окружающий воздух - это среда, в которой спортивный голубь совершает полёт, то от температуры, а соответственно и от плотности его зависит качество полёта. Если не учитывать восходящие потоки тёплого воздуха, то машущий полёт голубя в более плотном воздухе (при более низкой температуре) более эффективен, чем в менее плотном тёплом воздухе. Отсюда и затраты энергии на полёт – в более плотном прохладном воздухе они более оптимальны, чем в тёплом воздухе. Мы часто наблюдаем, когда спортивные голуби прокладывают себе маршрут по низинам, вдоль русел рек и каналов, где воздух более прохладный, а соответственно более плотный.
Температура окружающего воздуха оказывает очень значительное влияние на испарение влаги из организма, летящего голубя. В полёте дыхание голубя составляет до 120 вдохов в минуту. Если учесть, что у птиц дыхание двойное (воздух на вдохе проходит из трахеи в лёгкие и затем в воздушные мешки, далее на выдохе из воздушных мешков опять через лёгкие в трахею), то из организма голубя через лёгкие испаряется основная масса влаги. При высоких температурах воздуха (выше +30ºС ÷ +37ºС) и низкой относительной влажности его, голуби теряют практически всю влагу, необходимую для нормальных жизнеобеспечивающих процессов в организме на дистанции 300÷400 км, на этом их полёт заканчивается и птицы вынуждены искать воду, а это ведёт к потерям.
Голубеводы, живущие в южных регионах нашей страны, где с изменениями климата температура воздуха очень часто достигает +32ºС ÷ +37ºС, а относительная влажность воздуха падает до 10-15% в период соревнований спортивных голубей, наблюдают возвращающихся голубей с весом почти в половину меньшим от того, с которым голубя отдавали на соревнование. Как шутят наши голубеводы, - голубь высох как тарань на ветру.
Из наблюдений за возвратом спортивных голубей во время соревнований можно сделать вывод, что оптимальная температура воздуха для участия голубей в соревнованиях - от +12ºС ÷ +14ºС до +25ºС ÷ +28ºС, а относительная влажность его должна составлять не ниже 35-50%.
В заключение хочу отметить, что очень страдают от несоответствующих условий полёта молодые и годовалые голуби. Голубеводы, умеющие правильно выбрать условия полёта для своих питомцев, смогут обеспечить максимальную возможность возврата их в родное гнездо во время соревнований с минимальными потерями.
Голубеводы нашего клуба в этом сезоне с пониманием отнеслись к вышеприведенной теме и умело руководствовались основными её положениями, что дало возможность провести успешно сезон и получить минимум потерь голубей.
Автор: Крицкий Владимир Владимирович
Тел. (067)7191191, E-mail: vladimirkritsky@mail.ru
г. Кривой Рог
2009 г.
|