Всеукраїнська громадська організація

ФЕДЕРАЦІЯ ГОЛУБИНОГО СПОРТУ УКРАЇНИ

La Fédération colombophile de l' Ukraine

Каталог статей
Меню сайту


Форма входа

Категорії розділу
Статті Крицького В.В. [16]
Інші [28]
Статті різних авторів


Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


счетчик посещений
Матеріали сайту передруковувати тільки з дозволу адміністрації сайту
Вітаю Вас, Гость · RSS 23.04.2024, 10:41:35
Головна » Статті » Статті Крицького В.В.

Энергетика полёта спортивного голубя

ЭНЕРГЕТИКА  ПОЛЁТА  СПОРТИВНОГО  ГОЛУБЯ

       

«Летите,  голуби, летите …»

 

    Предлагаемая  вашему  вниманию  тема  актуальна  в  этом  сезоне  2009  года,  поскольку  в  результате  глобального  потепления  и  изменения  климата  складывались  неблагоприятные  метеоусловия  для  проведения  соревнований  спортивных  голубей,  как  на  территории   Украины,  так  и  в  ряде  других  стран.  Голубеводы-спортсмены  имеют  ряд  катастрофических  соревнований  спортивных  голубей,  когда  потери  голубей  на  дистанции  составляли  50%  и  более,  причём  голуби  не  просто  сильно  опаздывали,  а  терялись  навсегда.

     Тот,  кто  знаком  с  авиацией,  то  знает,  что  для  качественного  полёта  самолёта  важны  три  основных  параметра  полёта:

-  направление  полёта,  по  кратчайшему  пути  к  цели;

-  направление  и  сила  ветра;

-  температура  окружающего  воздуха.

    Эти  три  параметра  определяют  следующее: на  сколько  полёт  будет  экономичен  по  топливу  и по  своевременности  достижения  места  назначения.

  Полёт  спортивного  голубя  определяется  практически  теми  же параметрами,  а  именно:

  1.      Направление  полёта  голубь  определяет  с  помощью  собственной биологической  навигационной  системы,  от  которой  зависит,  насколько  точен  будет  полёт.  Поскольку  биологическая  навигационная  система  голубя  имеет  целый  ряд  параметров  (известных  и  неизвестных),  по  которым  она  настраивается  на  направление  полёта  голубя,  то  от  того,  как  точно  эта  система  сработает,  зависит  длина  пути  и  время  на  его  преодоление. 

     Если  наблюдать  полёт  спортивных  голубей  в естественных  условиях,  когда  птицы  летают  самостоятельно  в  поля  для  поиска  корма,  или  летают  на  водопой,  или  ищут  необходимые  минеральные  вещества  и  т.д.,  то  можно  увидеть,  что  их  биологическая  навигационная  система  срабатывает  точно  и  чётко.  На  это  указывает  и  их  стремительный  полет  в  нужном  направлении,  и  точность  определения  кратчайшего  пути  от  дома  в  поле  и  обратно  в  любую  погоду  (ветер,  туман,  дождь, снег и т.д.).  Естественный  «хоминг»  (возврат  к  дому)  происходит  практически  без  потерь.  Другое  дело  вынужденный  «хоминг»,  когда  птицам  приходится  лететь  из неизвестного  для  них  направления,  куда  отвёз  их  человек.  В  случае  естественного  «хоминга»  вероятно  срабатывают  безусловные  рефлексы  и  врождённые  способности,  которые  передаются  птицам  по  наследству  от  родителей  на  генном  уровне из  поколения  в  поколение.  В  случае  вынужденного  «хоминга»  вероятно  должны  срабатывать  как  безусловные  рефлексы,  так  и  условные  рефлексы,  которые  птица  приобретает  в  результате  опыта,  получаемого  от тренировок  её  голубеводом.  От  того,  насколько  качественно  голубевод  смог  выработать  у  птиц  условные  рефлексы,  вероятно  и  зависит  успешность  выбора  направления  и  оптимальной  трассы  возврата  спортивного  голубя  в  родное  гнездо.

    Из  личных  наблюдений  и  из  наблюдений  бельгийских, французских, немецких  и  американских  голубеводов  и  учёных  известно,  что,  возвращаясь,  домой,  спортивный  голубь  чаще  проделывает  путь  далеко  не  по  идеальной  прямой  от  точки  старта  до  точки  финиша.  Он  может  пролететь  расстояние  в  два-три  раза  большее,  чем  расстояние,  отмерянное  GPS-навигатором  по  прямой  линии  с  учётом  радиуса  Земли.  А  поскольку  ресурс  энергетических  запасов  организма  птицы  ограничен,  то  успех  возврата  зависит  от  того,  насколько  хватит  этого  запаса. Пополнение  энергетических  запасов  во  время  «хоминга» -  это  отдельная  тема.

  1.     Направление  и  сила  ветра   это  фактор,  преодоление  воздействия  которого  уже  не  зависит  от  способностей  собственно  голубя  и  от  его  рефлексов.  Этот  фактор  оказывает  чисто  физическое  воздействие  на  спортивных  голубей  в  полёте.  Попутный  ветер,  как  правило,  ускоряет  возврат  голубей,  если  голуби  правильно  и  точно  выбрали  направление  полёта.  В  случае,  когда  голуби  выбирают  правильное  направление,  но  неточное  -  они  могут  пролететь  в  потоке  ветра  мимо  дома  и  оказаться  за  сотни  километров  от  дома  и сил на  возврат  к  дому  уже  может  не  оказаться.  Встречный  ветер  резко  снижает  скорость  возврата  спортивных  голубей  и  ведёт  к  дополнительным  затратам  внутренней  энергии  голубей.  При  сильном  встречном  ветре  и  значительном  расстоянии,  ресурса  организма  голубя  может  не  хватить  и  голубь  теряется.  Боковой  ветер  тоже  способствует  дополнительным  затратам  энергии,  т.к. сносит  голубя  из  выбранного  им  пути.  Из  наблюдений  видно,  что,  как  правило,  голуби  не  корректируют  полёт  на  снос  их  ветром,  а  описывают  дугу  вместо  полёта  по  направлению  и  зачастую  возвращаются  домой  с  противоположного  от  старта  направления.  Замечено,  что  при  скоростях  встречного  и  бокового  ветра  более  8-10 м/с,  возврат  голубей  очень  затруднён  и  ведёт  к  значительным  потерям.
  2.      От  температуры  окружающего  воздуха  зависит  состояние  самого  воздуха.  При  повышении  температуры,  плотность  воздуха  понижается,  более  прохладный  воздух  -  плотнее,  т.е.  удельный  вес  его  выше.  Поскольку  окружающий  воздух  - это  среда,  в  которой  спортивный  голубь  совершает  полёт,  то  от  температуры,  а  соответственно  и  от  плотности  его  зависит  качество  полёта.  Если  не  учитывать  восходящие  потоки  тёплого  воздуха,  то  машущий  полёт  голубя  в  более  плотном  воздухе  (при  более  низкой  температуре)  более  эффективен,  чем  в  менее  плотном  тёплом  воздухе.  Отсюда  и  затраты энергии  на  полёт – в  более  плотном  прохладном  воздухе  они  более  оптимальны,  чем  в  тёплом  воздухе.  Мы  часто  наблюдаем,  когда  спортивные  голуби  прокладывают  себе  маршрут  по  низинам,  вдоль  русел  рек  и  каналов,  где  воздух  более  прохладный,  а  соответственно  более  плотный.

       Температура  окружающего  воздуха  оказывает  очень  значительное  влияние  на  испарение  влаги  из  организма,  летящего  голубя.  В  полёте  дыхание  голубя  составляет  до  120  вдохов  в  минуту.  Если  учесть,  что у  птиц  дыхание  двойное  (воздух  на  вдохе  проходит  из  трахеи  в  лёгкие  и  затем  в  воздушные  мешки,  далее  на  выдохе  из  воздушных  мешков  опять  через  лёгкие  в  трахею),  то  из  организма  голубя  через  лёгкие  испаряется  основная  масса  влаги.  При  высоких  температурах  воздуха  (выше  +30ºС ÷ +37ºС)  и  низкой  относительной  влажности  его, голуби  теряют  практически  всю  влагу,  необходимую  для  нормальных  жизнеобеспечивающих  процессов  в  организме  на  дистанции  300÷400 км,  на  этом  их  полёт  заканчивается  и  птицы  вынуждены  искать  воду,  а  это  ведёт  к  потерям.

      Голубеводы,  живущие  в  южных  регионах  нашей  страны,  где  с  изменениями  климата температура  воздуха  очень  часто  достигает  +32ºС ÷ +37ºС,  а  относительная  влажность  воздуха  падает  до  10-15%  в  период  соревнований  спортивных  голубей,  наблюдают  возвращающихся  голубей  с  весом  почти  в  половину  меньшим  от  того,  с  которым  голубя  отдавали  на  соревнование.  Как  шутят  наши  голубеводы, - голубь  высох  как  тарань  на  ветру.

Из  наблюдений  за  возвратом  спортивных  голубей  во  время  соревнований  можно  сделать  вывод,  что  оптимальная  температура  воздуха  для  участия  голубей  в  соревнованиях  -  от  +12ºС ÷ +14ºС  до  +25ºС ÷ +28ºС,  а  относительная  влажность его должна  составлять  не  ниже  35-50%.

           В  заключение  хочу  отметить,  что  очень  страдают  от  несоответствующих  условий  полёта  молодые  и годовалые  голуби.  Голубеводы,  умеющие  правильно  выбрать  условия  полёта  для  своих  питомцев,  смогут  обеспечить  максимальную  возможность  возврата  их  в родное  гнездо  во  время  соревнований  с  минимальными  потерями.

     Голубеводы  нашего  клуба  в  этом  сезоне  с  пониманием  отнеслись  к  вышеприведенной  теме  и  умело  руководствовались  основными  её  положениями,  что  дало  возможность  провести  успешно  сезон  и  получить  минимум  потерь  голубей.

 

Автор:  Крицкий  Владимир Владимирович

              Тел. (067)7191191, E-mail: vladimirkritsky@mail.ru

               г. Кривой Рог

2009 г.

Категорія: Статті Крицького В.В. | Додав: vladimir (18.12.2010) | Автор: Крицький Володимир Володимирович E
Переглядів: 2320 | Коментарі: 5 | Рейтинг: 4.4/8
Всього коментарів: 4
4 sark  
0
Тоисть чем высше температура воздуха, тем высше летят птицы.Это не только мои наблюдения.

3 sark  
0
Именно так! в хорошую погоду голуби идут на большой высоте,а в плохую ветренную низом между домов ,деревьев,

1 sark  
0
Вы забыли добавить что голубь может сам регулировать темтературу воздуха высотой.

2 vladimir  
0
Добрый день!Я не совсем понял смысл Вашего комментария. Вероятно Вы хотели сказать, что голубь может регулировать температуру собственного тела посредством выбора высоты полёта, где температура воздуха изменяется примерно на 1 градус на 100 м высоты. Это естественное стремление любого животного находиться в "бесконфликтном" состоянии с внешней средой. Верблюд, например, способен изменять температуру собственного тела за счёт изменения процессов метаболизма и циркуляции крови в собственном теле.
Спасибо, с уважением, Крицкий В.В. wink

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]